Александр Невский
 

Святой Александр Невский, как и все святые, готов помочь; но надлежит нам и самим искать того, о чем просим

Святого благоверного великого князя Александра Невского память празднуя, лик его, небесною славою сияющий, в уме носим и, любовью сердечною его объемля, молим святого — да будет он для нас во всем ходатай и помощник. И он видит наше усердие, и слышит вопль сердца нашего, и любовно склоняется к нам паче, нежели к другим. Ибо хотя вся Российская земля ему дорога, но мы дороже ему всех. Он здесь жил, здесь почивал святыми мощами своими, здесь явил первое знамение своей к Богу близости. Как, на земле пребывая, наш град особенно благоустроял он, так, на небе сущи, всячески желает он зреть нас преукрашенными всякою добротою. Возблагодарим Господа о таком попечителе, прославим самого попечителя и возревнуем — и ему и Господу благоугодными быть.

Смотрит с неба на нас святой благоверный великий князь или теперь среди нас — ходит и ищет, кому бы чем помочь можно было. Смотрит на промышления — и своим невидимым влиянием готов неправые отогнать, а правые укрепить. Смотрит на движения сердца — и своим святым дыханием хочет нечистые попалить, а чистые трезвеннейшими и святейшими соделать. Видит нераскаянного, в пороке погрязающего, — и хочет умягчить его сердце и привить сокрушение и раскаяние. Видит скорбящего — и утешение ему излить в сердце благожелательно пытается. Видит обиженного — и терпением его воодушевить старается. Видит в нужде сущего — и ищет, чье бы сердце подвигнуть на помощь ему. — Внемлем же, брат, сим небесным наитиям от святого и дадим ему возможность сделать доброе в нас нам и чрез нас — другим. Войди теперь всякий в себя и смотри: есть там противление греху и страстям? Это святой благоверный Александр Невский внушает тебе: «Восстань, наконец, против этой язвы, снедающей тебя; я помогу и вместе одолеем». Есть порывание на укрепление себя в благих расположениях подвигам благочестия? — Это он говорит душе: «Начинай — я с тобою: ныне время благоприятно». Вспадает мысль помочь кому чем? — Это от него, он говорит: «Помоги, я буду тебе должник и возвращу — с избытком». — Послушаем сего утешительного гласа, и все благое, теперь в сердце возникающее, положим исполнить — и тем возрадуем святого Александра, труды его — около нас для нас же — не праздными соделывая.

Что до него самого, то он тотчас готов бы всех нас переделать и из грешников обратить во святых. Да нельзя сего сделать без нас. Он может мысль дать и помочь исполнить ее, но нам надо принять мысль, решиться действовать по ней и приступить к делу. Как только примем мысль и, хоть малый, употребим труд по ней, он тотчас к нам придет со своей помощью. Не будь сего — нечему в нас оказать ему помощь — и он отходит от нас, скорбя: ибо он есть помощник наш, а не делатель за нас. Не дадим же ему скорбеть из-за нас в день сей — радостнейший для него. Радостнейший, ибо в сей день он оставил землю, предстал пред Господа и от Него услышал: «Прииди, рабе благий и верный; вмале был еси верен, над многими тя поставлю». — Что может сравниться с блаженною минутою сею?! Почему, хоть там все дни радостны для святого Александра, но нынешний радостнее всех, ибо он напоминает ему то всерадостное в первый раз изъявление Господнего к нему благоволения. — По сему же самому в нынешний день он особенно щедродателен и ходит, ища нуждающихся, и слух свой изощряет, внимая всем прошениям. — Как же ему должно быть скорбно и больно, когда, обходя нас с таким распространенным к нам сердцем, он лишен будет возможности сделать для нас что-либо и как бы отвержен со своими милостями и дарами, — скорбно не потому, что надо раздать, а потому, что иному ничего нельзя дать.

Вот мы ныне прибегаем к нему с молитвами и просим его. Но мало просить, надо и самим напрягаться на просимое. Если одолевает тебя какая страсть — и ты молишься: «Святый благоверный великий княже Александре, помоги мне», а сам и в мыслях не имеешь вооружиться против страсти, то он не поможет тебе: ибо если б он сам за тебя одолел твою страсть, то он не помог бы тебе, а действовал за тебя. А этому не следует быть между разумными тварями. Тут всякий сам действует, а другие только помогать ему могут. Так, просить — проси, и верь, что придет помощь, — только и сам употреби труд на то, о чем просишь...

Закон сей один, — как тогда, так и теперь, так и во всякое время. Вот и у нас теперь — помощь готова: среди нас святой благоверный великий князь Александр. Но заставим же мы его отойти от нас, ничего для нас не сделав, если он ни в мыслях, ни в желаниях наших не встретит напряжения на то, что получить от него нам потребно. И скорбно ему будет, но отойдет так.

Если так, то зачем же это у нас праздник-то? Затем разве, чтоб оскорблять святого празднуемого? Да не будет сего, братие!.. Положим же, как я поминал, — все внушаемое нам благое исполнять, против же всего недоброго вооружимся. Тогда и помощь получим и святого благоверного великого князя Александра Невского возвеселим, — тем, что дадим ему приступ к себе самим и возможность излить на нас дары свои. Аминь.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика