Александр Невский
 

Год 1243. Новгород

Из Новгородской Первой летописи старшего извода

В лето 6751 (1243). Преставился раб Божий Варлам, а мирским именем Вячеслав Прокшинич, на Хутыне, у Святого Спаса1, месяца мая в 4-й день, а похоронен был на следующий день, 5-го, на память святой Ирины, архиепископом Спиридоном и игуменом Сидором, при князе Александре.

Того же месяца в 18-й день, на память святого мученика Александра, явилось знамение во Пскове, в монастыре Святого Иоанна, от иконы Святого Спаса над гробом княгини Ярослава Владимировича, которую убил пасынок её в Медвежьей Голове: лилось миро от иконы 12 дней и налилось 4 вощаницы... и привезли две в Новгород на благословение, а две оставили себе во Пскове...

В том же году, месяца августа в 16-й день, преставился раб Божий Стефан Твердиславич, внук Михалков, посадник новгородский, в воскресенье, в 1-й час ночи, на память святых Павла и Ульяны; [и похоронен] в притворе Святой Софии, где похоронены архиепископы Аркадий и Мартирий; посадничал 13 лет без трёх месяцев.

(24. С 79)

Из Лаврентьевской летописи

Великий князь Ярослав поехал в Татары, к Батыю, а сына своего Константина послал к Кановичам. Батый же почтил Ярослава великого честью и мужей его, и отпустил, и сказал ему: «Ярослав, будешь ты старейшим среди всех князей в русском языке». Ярослав же возвратился в Русскую землю с великой честью.

(38. Стб. 470)

В конце 1242 года Батый окончательно обосновался на нижней Волге, где вокруг его ставки возник целый город — Сарай. Это означало создание нового могучего государства на западе Монгольской империи — «Улуса Джучи»; впоследствии оно станет называться Золотой Ордой. Отец Александра первым среди русских князей получил ярлык на великое княжение из рук татарского «царя». (Батый предоставил ему великое княжение не только Владимирское, но и Киевское; Ярослав, однако, не поехал в разорённый татарами Киев, но отправил туда своего боярина Дмитра Ейковича.) За это князь Ярослав вынужден был поклониться Батыю, исполнить унизительные татарские обычаи и обряды. Впоследствии тем же путём будут следовать и все его преемники на великом княжении вплоть до первой половины XV века. Сыну же Ярослава и младшему брату Александра Невского Константину предстоял гораздо более дальний путь — «к Кановичам».

«Кановичами» на Руси называли Каракорум в Монголии — столицу великих ханов2, чью верховную власть признавали и сам Батый, и его ближайшие преемники. (Само название Кановичи происходит от слова «кан», или «ка'ан», то есть «хан», и образовано так же, как, например, слово «царевичи».) Спустя несколько лет в многотрудный и опасный путь «к Кановичам», через половину всей Евразии, придётся отправиться и великому князю Ярославу Всеволодовичу, а затем и его сыну Александру.

Позднейший же новгородский книжник именно с этого утверждения князя Ярослава на великом княжении и будет вести начало татарского господства над Русью:

...При архиепископе Спиридоне Великого Новгорода и Пскова великий князь Ярослав Всеволодович, благоверного великого князя Александра Невского отец, начал дань давать в Золотую Орду.

(25. С. 204)

Примечания

1. То есть в Хутынском Спасо-Преображенском монастыре. Этого Варлаама не следует путать с преподобным Варлаамом Хутынским, основателем монастыря († 1193).

2. Город Каракорум (по-монгольски Хара-Хорин, «Чёрная Осыпь») на левом берегу верхнего Орхона был столицей Монгольской империи с 1235 по 1260 год. После переноса столицы при хане Хубилае в Ханбалык (Пекин) город несколько раз разрушался и восстанавливался. Окончательно был покинут и обезлюдел в XVI веке: на его окраине в 1585 году был поставлен буддийский монастырь Эрдэни-Цзу.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика